Экспериментальная и инновационная деятельность
Выбор методической темы школы определяется результатами проблемного анализа, разработкой условий реализации и решения узловой проблемы.
Основные направления методической работы: результативность преподавания, результативность обучения, результативность управления.
Проблемно-ориентированный анализ:
структурирование и ранжирование проблем |
|
Педагогические кадры |
Учащиеся |
Управление |
КТО? |
Кто учит?
Проблемы педагогических кадров
|
Кто учится?
Проблемы ученического контингента
|
Кто управляет?
Проблемы управленческих кадров
|
ЧЕМУ?
ЧЕМ? |
Чему учат?
Проблемы соответствия содержания образования образовательной программе и учебным планам
|
Чему учатся?
Проблема соответствия содержания образования возрасту и индивидуальным особенностям учащихся
|
Чем управляют?
Проблемы структуры и функционала управления
|
КАК? |
Как учат?
Проблемы соответствия и качества педагогических технологий, результативности преподавания
|
Как учатся?
Проблемы результативности образования
|
Как управляют?
Проблемы соответствия и качества управленческих технологий, результативности управления
|
ПРИ
ПОМО-
ЩИ
ЧЕГО? |
При помощи чего учат?
Проблемы программно-методического обеспечения преподавания
|
С помощью чего учат?
Проблемы программно-методического обеспечения обучения
|
При помощи чего управляют?
Проблемы программно-методического обеспечения управления
|
Результативность является основным качественным признаком деятельности образовательного учреждения и рассматривается в школе с учетом трех составляющих:
1. Ресурсы результативности, т.е. зона ближайшего развития, работая над которой, развивая которую, мы можем получать стабильные результаты.
2. Технологии результативности, т.е. способы, методы, техники работы, позволяющие ставить четкие цели и добиваться их качественной реализации.
3. Успешность как система показателей и доказательств результативности.
В соответствии с рекомендациями школьного методического совета методическая тема школы:
Повышение качества образования в прогимназии при использовании новых педагогических и информационных технологий
Основные направления реализации методической темы:
• ресурсы, технологии и успешность преподавания;
• ресурсы, технологии и успешность обучения;
• ресурсы, технологии и успешность управления.
В настоящее время школа находится в режиме перевода управляемой системы в условия развития. Основная идея определяется через соотношение «функционирование/развитие». Образовательное учреждение не может функционировать, не развиваясь, и не может развиваться не функционируя.
Режимы жизнедеятельности школы
|
Режим функционирования |
Режим развития |
Режим функционирования
|
ФФ
Функицонирование функционирования:
наиболее стабильный режим жизнедеятельности школы, для которого характерно достижение традиционных стабильных результатов при неизменных элементах управления |
РФ
Развитие функционирования:
Отражает необходимость совершенствования существующей системы школы с целью получения наиболее эффективных результатов от данной системы без ее качественного изменения |
Режим развития
|
ФР
Функционирование развития:
Характеризует внедренческий режим жизнедеятельности школы, в ходе которого экспериментально проверяются и доводятся до тиражирования (неоднократного функционирования) разработанные образовательные и управленческие проекты |
РР
Развитие развития:
Для режима характерна инновационная проектировочная деятельность школы, целью которой является инновационный поиск нового опыта, прогнозирование потребностей школы в этом опыте и определение стратегических направлений развития школы
|
Этот подход дал возможность разработать этапы формирования инновационной деятельности и структурировать подходы к экспериментальной и инновационной работе школы с 2007 по 2009 г. по следующим направлениям:
Направления экспериментальной и инновационной работ школы с 2007 по 2009 гг.
Направление 1
Разработка модели содержания образования
Тема: развитие концептуальных основ и внедрение технологий универсального образования повышенного уровня при приоритетном осуществлении интеллектуального развития личности ребенка.
Руководитель: заместитель директора школы по УВР
Сроки: 2007-2012 гг.
Направление 2
Разработка модели педагогических технологий
А. Тема: Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы:
• создание концепции психолого-логопедической службы в гимназических классах;
• введение системы психолого-логопедического сопровождения образовательного процесса в циклограмму работы школы
Руководитель: психолог
Сроки: 2007-2012 гг.
Б. Тема: Построение модели дидактического сопровождения учителя.
Руководитель: заместитель директора по УВР
Сроки: 2007-2012 гг.
В. Тема: Информатизация образовательного процесса.
Руководитель: заместитель директора по УВР Авдалова Г.В.
Сроки: 2007-2012 гг.
Направление 3
Разработка модели управленческих технологий.
Информатизация управления.
Тема: Внедрение квалиметрических подходов к оценке деятельности образовательного учреждения на основе информатизации управленческой деятельности.
Руководитель: директор Ильюк Н.М.
Сроки: 2007-2012 гг.